Движения украинского танца-2

Продолжаю знакомить Вас с движениями украинского танца.

1. «Тынок»

Название «тынок» носят в украинской хореографии перескоки из стороны в сторону с последующими двумя переступаниями на месте, одна нога накрест другой (движение типа «падебаск»). «Тынок» может выполняться или почти на месте, или с значительным продвижением вперед и назад.
Движение выполняется легко и четко, причем ноги стремительно, как бы мелькая, поднимаются вперед и переносятся то вправо, то влево.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.

Затакт

И – исполнитель слегка приседает на всей ступне левой ноги, поднимая невысоко-вперед правую ногу, свободную в колене, затем начинает перескок с левой ноги на правую. В момент перескока правая нога слегка отводится вправо, описывая по воздуху небольшую дугу.

РАЗ – Перескок на правую ногу вперед и чуть вправо, колено присогнуто. Левая нога невысоко поднимается вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен.

И – Исполнитель переступает левой ногой на полупальцы спереди и накрест правой ноги.

ДВА – Исполнитель переступает правой ногой на месте позади левой ноги на всю ступню, слегка сгибая ее в колене. Левая нога поднимается невысоко вперед.

И – Исполнитель начинает перескок с правой ноги на левую.

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой или слегка поворачивается то правым, то левым плечом вперед. Во время «тынка» с правой ноги корпус поворачивается левым плечом вперед, при исполнении «тынка» с левой ноги корпус поворачивается правым плечом вперед.

2. Украинский медленный женский ход

Исполнительница делает три плавных, равномерных шага вперед, с носка на всю ступню, останавливаясь на третьем шаге и задерживая свободную ногу сзади на полупальцах. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ – Мягкий шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, колено свободно

И – Мягкий шаг левой ногой вперед с носка на всю ступню, колено свободно

ДВА – Мягкий шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню, колено свободно.
Левая нога, присогнутая в колене, задерживается позади правой ноги, отделяя пятку от пола. Корпус слегка поворачивается влево, голова переводится к левому плечу. Исполнительница, как бы оглядываясь назад, смотрит через левое плечо на левую ногу

И – Пауза

Ход продолжается с другой ноги и выполняется по прямой, по кругу и т. д. Шаги плавные, спокойные, иногда по ритму еще более медленные, т. е. с шагом на одну четверть такта.

украинский женский ход

3. Ход назад с остановкой на третьем шаге

Исполнительница делает три шага назад на полупальцы, во время третьего шага поднимает свободную ногу невысоко вперед.
Исходное положение ног: 1-я позиция.

Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ – Шаг правой ногой назад на низкие полупальцы

И – Шаг левой ногой назад на низкие полупальцы

ДВА – Шаг правой ногой назад на полупальцы. Левая нога поднимается невысоко вперед, колено свободно, подъем вытянут, но не напряжен

И – Исполнитель опускается с полупальцев правой ноги на всю ступню. Левая нога в том же положении

Ход продолжается с другой ноги, выполняется медленно, спокойно. Руки то открываются невысоко в стороны, то кладутся сбоку на талию.

4. Боковой ход в украинском танце «Дорижка» (припадание)

Исполнитель одной ногой делает боковой, слегка выворотный шаг на всю ступню, затем подставляет другую ногу сзади на полупальцы.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ – Небольшой, слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо, на всю ступню, слегка приседая. Левая нога отделяется от пола и приближает стопу сзади к правой ноге, чуть ниже щиколотки, колено присогнуто и направлено в сторону, подъем свбоден

И – Левая нога опускается позади правой ноги на полупальцы, слегка выпрямляясь в колене

ДВА – Повторение движения на счет «раз»

И – Повторение движения на счет «раз-и»

Приседание на счет «раз» в «дорижке» делается очень небольшое, менее заметное, чем в русском «припадании»; движение может также выполняться на свободных коленях, совсем без приседаний. Руки находятся в положении № 1, № 3 и т. д.

Движением «дорижка» можно двигаться в сторону, а также делать повороты на месте, вправо с припаданием на правую ногу, влево с припаданием на левую ногу. На каждое припадание исполнитель может поворачиваться на четверть круга и на полкруга. Этот вид поворота называется «кружальце».

дорижка

5. Боковой женский ход в украинском танце «Дорижка плетена»

Исполнительница делает боковые шаги, ставя одну ногу то спереди, то сзади, накрест другой ноги.
Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ – Шаг правой ногой вперед накрест левой ноги на всю ступню, слегка приседая. Пятка левой ноги отделяется от пола

И – Небольшой боковой шаг левой ногой влево на всю ступню, колено свободно

ДВА – Шаг правой ногой назад накрест левой ноги на полупальцы, слегка приседая

И – Небольшой боковой шаг левой ногой влево на всю ступню, колено свободно.

При шаге правой ногой вперед корпус слегка поворачивается правым плечом вперед голова наклоняется к правому плечу, при шаге правой ногой назад корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова переводится к левому плечу.
Этот же ход может выполняться с левой ноги с продвижением вправо. Руки могут быть в положении № 1, № 2, № 8. Выполняется ход медленно, плавно.

6. «Упадание» в украинском танце

Исполнитель, сделав шаг вперед, наклоняется к опорной ноге, как бы падая на нее, и одновременно приподнимает сзади другую ногу, присогнутую в колене.
Обычно «упадание» сочетается с другими движениями, например: с шагом вперед на каблук, «дорижкой», «кружальцем», большим «тынком» в повороте и т. д.

Пример: «упадание» с шагом вперед на каблук.

Исходное положение ног: 3-я позиция, правая нога впереди.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

1-й такт

РАЗ – Шаг правой ногой вперед накрест левой ноги на всю ступню, слегка приседая. Корпус круто поворачивается правым плечом вперед и наклоняется к правой ноге, голова наклоняется вперед. Левая нога поднимается назад слегка накрест правой ноги, колено присогнуто.

И – Пауза.

ДВА – Круто повернувшись левым плечом вперед, исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, присогнутой в колене. Одновременно правая нога поднимается невысоко вперед-вправо, колено вытянуто, подъем свободен. Голова переводится к левому плечу. Шаг правой ногой на каблук вперед-вправо. Левая нога, отделяясь от пола, присогнутая в колене, подтягивается сзади к правой ноге. Корпус и голова в том же положении.

2-й такт

РАЗ – Левая нога выворотно опускается на всю ступню позади правой ноги, слегка сгибаясь в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед-вправо, колено и подъем свободны

И – Шаг правой ногой на каблук вперед-вправо, как на счет «два-и» 1-го такта

ДВА – Левая нога опускается на всю ступню позади правой ноги, колено свободно. На вторую шестнадцатую исполнитель делает слегка выворотный боковой шаг правой ногой вправо на всю ступню, колено свободно. Корпус выпрямляется

И – Левая нога, переступая, с ударом опускается на всю ступню перед правой ногой по 3-й позиции, колено свободно. Корпус прямой. Движение повторяется с 1-го такта с левой ноги

Для данного примера характерно следующее движение рук: выполняя «упадание»
на правую ногу, исполнитель кладет левую руку сзади на затылок, правая лежит сбоку на талии; на счет «два» 1-го такта исполнитель раскрывает руки в стороны; они остаются в этом положении до конца движения или закрываются сбоку на талии.
Выполняется «упадание» спокойно, широко, плавно, без рывков, в медленном темпе.

7. «Голубцы»

«Голубцом» в украинском танце называется удар одной ногой о другую во время подскока, причем исполнитель в воздухе подбивает опорной ногой работающую ногу, отбрасывая ее в сторону.
Существует два вида «голубцов»: низкие и высокие. В низком «голубце» удар выполняется стопой о стопу внутренней стороной, причем ноги вытянуты в коленях. В высоком «голубце» удар выполняется ногами, согнутыми в коленях, причем подбивка производится .подошвой о подошву или каблуком о каблук.
Корпус во время «голубца» отклоняется в сторону, противоположную поднятой ноге, голова поворачивается в сторону поднятой ноги, во время низкого «голубца» корпус отклоняется слегка, во время высокого — значительно.
Низкие «голубцы» исполняются легко, живо, четко. Если голубцы исполняются подряд несколько раз с одной ноги, то исполнитель, опустившись после прыжка, тут же отскакивает, так что создается впечатление, будто он летит по воздуху.
Высокий «голубец» выполняется сильно, с большим взлетом вверх, во время которого исполнитель как бы повисает в воздухе, это стремление зафиксировать прыжок в воздухе является одной из наиболее характерных особенностей украинского танца.
«Голубцы» в украинском танце широко распространены. Исполняются они как отдельно, так и в сочетании с различными другими движениями.

Низкие «голубцы» в украинском танце

Исполнитель делает шаг одной ногой, подскакивает на ней и в воздухе подбивает другую ногу.
Исходное положение ног: 6-я позиция.
Музыкальный размер: 2/4.

РАЗ – Шаг правой ногой вперед на всю ступню, слегка приседая, носок направлен вперед. Левая нога поднимается влево, колено свободно, подъем свободен.

И – Исполнитель, подскочив на правой ноге, легко подбивает в воздухе правой ногой левую ногу, которая отскакивает чуть выше в сторону. Удар производится внутренней стороной стопы о стопу, колени свободны

ДВА – Исполнитель с подскока опускается на всю ступню правой ноги, слегка приседая. Левая нога остается поднятой в сторону

И – Пауза.
Движение продолжается с другой ноги.

Корпус слегка наклоняется в сторону, противоположную поднятой ноге, голова слегка поворачивается в сторону поднятой ноги. Руки или лежат на талии (положение № 1), или рука, противоположная ноге, отбрасываемой в сторону, одновременно с началом движения из положения № 1 поднимается в сторону. Иногда правая рука исполнительницы лежит на груди, придерживая бусы во время прыжка.

Низкие «голубцы» в сочетании с притопами в украинском танце

В танце низкие «голубцы» часто сочетаются с притопами в разных комбинациях, например:
а) два «голубца» и три притопа,
б) три «голубца» и один притоп и т. д.

Наиболее часто встречающийся пример: два «голубца» и три притопа. Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
затакт и Исполнитель, слегка присев на левой ноге, поднимает правую невысоко в сторону, подскочив на левой ноге, в воздухе ударяет внутренней стороной стопы о стопу, колени вытянуты.

1-й такт.

РАЗ – Исполнитель с подскока опускается на всю ступню левой ноги, чуть отскакивая вправо и слегка приседая. Правая нога остается в воздухе

И – Второй подскок на левой ноге, подбивая правую ногу, как на «затакт»

ДВА – Исполнитель опускается на всю ступню левой ноги, как на счет «раз»

И – Пауза.

2-й такт.

РАЗ – Первый притоп, т. е. невысокий перескок с лево’й ноги на правую с ударом на всю ступню. Левая нога, отделяясь от пола, согнутая в колене, подтягивается к правой ноге

И – Исполнитель делает притоп всей ступней по 6-й позиции, колени присогнуты

ДВА – Исполнитель делает притоп всей ступней правой ноги и поднимается невысоко влево

И – Исполнитель подскакивает на правой ноге, подбивая

«затакт».
Движение продолжается с другой ноги.
Когда «голубец» выполняется с правой ноги, корпус слегка наклоняется на левый бок, левая рука открывается в сторону, правая кладется сбоку на талию, голова поворачивается к правому плечу и слегка приподнимается. Во время притопов корпус выпрямляется, голова поворачивается лицом к зрителю, руки кладутся сбоку на талию. При движении с другой ноги направление корпуса и рук соответственно меняется.

украинские голубцы

Следующая статья будет целиком и полностью посвящена мужскому украинскому танцу и на этом мы закончим с украиной и перейдем, по Вашим просьбам, дорогие коллеги, к нашему родному русскому народному танцу.

С уважением, Наталья Довбыш
Все для хореографов и танцоров

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

6 комментариев

  • АЛЕНА

    Наталья, здравствуйте! Хотелось бы выразить Вам слова благодарности за тот материал который вы размещаете на сайте. Все очень нужно и полезно. Я профессиональный хореограф? с опытом работы 14 лет.Но после окончания училища работала в школе искусств педагогом классического танца.Теперь когда у меня свой коллектив, я понимаю, что очень многое из техники народного танца я просто забыла и Ваша помощь неоценима. Спасибо Вам большое!!!

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Прекрасно Вас понимаю, сама когда начала работать в школе Искусств вела все предметы и классику, и народный, и бальный, и историю хореографии. Тоже тогда половину не помнила, то, с чем работать не приходилось, пришлось все вспоминать и восстанавливать в памяти.

    Ответить

  • мария

    спасибо вам огромное, это бесценный материал, я восхищена! Как хорошо, что есть такие замечательные люди, которые безвозмезно готовы делиться своим опытом! низкий вам поклон, спасибо!

    Ответить

  • Leo

    Огромное спасибо!!! Просто нет слов!!!

    Ответить

  • Анжелина

    Наталья, спасибо. Ставлю украинский танец, материал по названиям движений пригодится, очень похожи на русский танец. Не совсем понятен костюм. Есть ли отличие в рисунке и цветах между девочкой и женским? Какие цветы характерны для вышивки?

    Ответить

  • людмила

    огромное спасибо Вам и низкий поклон!!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *