Движения с хлопушками в русском танце
Сегодня, дорогие друзья, у нас заключительный урок русского танца. И закончим мы мужскими движениями с хлопушками. Танцевальные движения в русском танце часто сочетаются с хлопками в ладоши и хлопушками. Давайте рассмотрим их.
Тройная хлопушка с притопом
Хлопушка в этом движении состоит из проскальзывающего удара ладонью правой руки по ладони левой руки, короткого удара правой рукой по правой ноге чуть выше колена и короткого удара ладонью левой руки по левой ноге чуть выше колена; одновременно с последним ударом левой рукой выполняется притоп правой ногой.
Обе руки исполнителя подняты «перед собой» на уровне груди, правая чуть выше левой. Локти согнуты и направлены вниз, кисти повернуты ладонями одна к другой, пальцами вперед.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
( затакт и ) Правая рука, опускаясь, проскальзывает ладонью по ладони левой руки.. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена.
( раз ) Правая нога с ударом опускается на всю ступню. Одновременно левая рука. Ударяет ладонью по левой ноге чуть выше колена. Корпус наклонен вперед,, и повернут к правой ноге.
( и ) Пауза или повторение движения на «затакт»,
( два ) Пауза или повторение движения на счет «раз».
Хлопушка выполняется сильно, четко, жизнерадостно, в быстром темпе. Колени могут быть присогнуты. Обычно движение повторяется несколько раз подряд.
Хлопушка по голенищу сапога выдвинутой вперед ноги
В движении сочетаются: притоп одной ногой, хлопок в ладоши «перед собой», удар об пол другой ногой, вытянутой вперед, и хлопушка ладонью спереди по голенищу сапога вытянутой ноги.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
( раз ) Притоп всей ступней левой ноги об пол, колено свободно, носок направлен вперед.
( и ) Хлопок в ладоши перед собой.
( два ) Правая нога поднимается вперед и чуть вправо, вытянутая в колене, и сверху ударяет всей ступней об пол, не сгибая колено. Левая нога, оставаясь на всей ступне, слегка сгибается в колене. Тяжесть тела на левой неге, корпус наклонен вперед. Правая рука поднята над правой ногой, кисть направлена, ладонью вниз, левая рука отведена влево на уровне левого плеча, кисть направлена ладонью вниз, локти свободны. Голова повернута к правой руке.
( и ) Правая рука спереди и сверху отрывисто или мазком ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги, локоть свободен. Корпус наклоняется вперед, левая, рука поднимается несколько выше.
Движение повторяется с другой ноги. Удары выполняются сильно, четко, точно. Темп медленный или быстрый.
Хлопушка по ноге, поднятой назад
Исполнитель делает притоп одной ногой, одновременно поднимая назад другую ногу, согнутую в колене, затем ударяет ладонью по голенищу поднятой ноги.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
( раз ) Левая нога с ударом опускается на всю ступню. Правая нога поднимается от колена назад-вправо, сгибаясь в колене, подъем свободен.
( и ) Правая рука, проскальзывая, ударяет ладонью сбоку по голенищу сапога правой ноги и отводится назад, свободная в локте. Левая рука поднимается влево чуть выше плеча, свободная в локте. Корпус слегка наклонен на правый бок, голова повернута к правой ноге.
( раз ) Правая нога с ударом опускается на всю ступню, вытягиваясь в колене. Левая
( два ) нога, сгибаясь в колене, поднимается от колена назад-влево. Корпус выпрямляется. Руки открыты в стороны.
( и ) Удар левой рукой по голенищу сапога левой ноги, как на счет «раз-и». Корпус наклоняется на левый бок, голова поворачивается к левой ноге. Это движение может сочетаться с поворотами путем переступания с ноги на ногу, с подскоками, комбинироваться с предыдущей хлопушкой и т.д.
Поворот с хлопушками
Исполнитель делает поворот на месте путем трех переступаний, после каждого переступания поднимая то одну, то другую ногу от колена назад и ударяя то одной, то другой рукой по голенищу сапога.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Поворот выполняется влево. Музыкальный размер: 2/4.
Движение занимает два такта.
1-й такт
( раз ) Исполнитель переступает на месте с ударом на всю ступню левой ноги, направляя ногу носком влево и круто поворачиваясь на четверть круга правым плечом к зрителю. Правая нога поднимается от колена назад.
( и ) Правая рука, проскальзывая сверху, ударяет ладонью по голенищу сапога, как в предыдущем движении.
( два ) Исполнитель, переступая на правую ногу с ударом на всю ступню, поворачивается на полкруга влево, левым плечом к зрителю. Левая нога поднимается от колена назад.
( и ) Левая рука, проскальзывая сверху, ударяет ладонью по голенищу сапога, как в предыдущем движении.
2-й такт
( раз ) Развернувшись лицом к зрителю, исполнитель ударяет всей ступней левой ноги, носок направлен вперед к зрителю. Правая нога поднимается невысоко вперед-вправо, вытянутая в колене, подъем не вытянут.
( и ) Правая рука сверху и справа делает проскальзывающий удар ладонью по правой ноге выше колена и тут же, сгибаясь в локте, приближается к корпусу.
( два ) Правая нога, вытянутая в колене, сверху с ударом опускается на всю ступню вперед-вправо. Тяжесть тела на левой ноге. Корпус слегка повернут правым плечом вперед, голова повернута к правому плечу и слегка приподнята. Правая рука, согнутая в локте, находится перед исполнителем, левая рука лежит сбоку на талии.
( и ) Пауза.
Движение выполняется четко, сильно и ловко, в быстром или медленном темпе.
Хлопки и хлопушки в чередовании с шагами
Исполнитель делает небольшие шаги вперед, выполняя перед каждым шагом хлопок или хлопушку.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
Движение занимает два такта.
( затакт и ) Хлопок в ладоши перед собой. Руки невысоко подняты вперед, локти закруглены.
1-й такт
( раз ) Небольшой шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
( и ) Хлопок в ладоши позади себя, локти свободны.
( два ) Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
( и ) Хлопок в ладоши перед собой, как на «затакт».
2-й такт
( раз ) Небольшой шаг правой ногой вперед, как на счет «раз» 1-го такта,
( и ) Правая рука ударяет ладонью сверху по правой ноге выше колена. На вторую шестнадцатую левая рука ударяет ладонью сверху по левой ноге выше колена.
( два ) Небольшой шаг левой ногой вперед, как на счет «два» 1-го такта.
( и ) Хлопок перед собой в ладоши, как на «затакт».
Движение продолжается с 1-го такта с той же ноги, выполняется в быстром или медленном темпе, сильно, четко, ритмично. Корпус все время слегка наклонен вперед. Вместо шагов вперед исполнитель может делать переступания на месте.
Хлопушки по голенищам сапог скрещенных ног
Исполнитель делает небольшие подскоки на сильно согнутых и скрещенных ногах, поочередно ставя вперед то правую, то левую ногу. После каждого подскока следуют хлопушки по голенищам сапог одной и другой ноги. При движении корпус сильно наклонен вперед к ногам.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4
( затакт и ) Исполнитель хлопает перед собой в ладоши, локти закруглены.
( раз ) Исполнитель, чуть подскочив, опускается на обе ноги, скрещивая их, ставя правую ногу спереди на всю ступню, левую ногу сзади на полупальцы. Колени обеих ног согнуты. Корпус сильно наклонен вперед к ногам,
( и ) Правая рука ударяет ладонью по голенищу сапога левой ноги. На вторую шестнадцатую левая рука ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги. Корпус остается сильно наклоненным вперед, голова также наклонена; исполнитель смотрит на движения рук.
( два ) Правая рука вторично ударяет ладонью по голенищу сапога левой ноги.
( и ) Исполнитель хлопает в ладоши перед собой, как на «затакт», не поднимая корпуса.
На «раз» следующего такта исполнитель, не поднимая корпуса, делает подскок и опускается на обе ноги, скрещивая их и ставя,левую ногу спереди на всю ступню, правую — сзади на полупальцы.
В этом положении исполнитель повторяет хлопушки, как в 1-м такте, но начинает удары: левой рукой. В движении должна быть четкость, ловкость, живость, строгий ритм. Темп может быть быстрый и средний.
Перескоки с хлопушками
Исполнитель перескакивает с ноги на ногу, поднимая вперед поочередно то одну, то другую ногу, согнутую в колене, и ударяя ладонью по голенищу сапога поднятой ноги.
Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.
(раз) Исполнитель, чуть подскочив, опускается на всю ступню левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога, согнутая в колене, выворотно и высоко поднимается вперед. Исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу сапога правой ноги. Правая рука свободно поднята вправо.
( и ) Пауза.
( два ) Исполнитель перескакивает на всю ступню правой ноги, присогнутой в колене, выворотно и высоко поднимая вперед левую ногу, согнутую в колене, и ударяя ладонью правой руки по голенищу сапога левой ноги. Левая рука свободно поднята влево,
( и ) Пауза.
В этом движении хлопушки можно выполнять несколько иначе: ударять ладонью не по голенищу, а по подошве сапога. В этом случае нога, поднятая вперед, больше сгибается в колене и поднимается несколько выше. Удары как по голенищу, так и по подошве сапога могут выполняться не одновременно с перескоком, а после него, т. е. на счет «раз-и», «два-и».
Корпус и голова или прямые, или сопровождают движения рук, наклоняясь то на правый, то на левый бок, к руке, делающей удар. Выполняется движение легко, живо, в среднем или быстром темпе.
«Ключ» с хлопушкой (из танца «Шестера»)
В этом движении сочетаются перескоки с ноги на ногу, притопы, хлопушки по стопе,, по ноге выше колена, по плечу и хлопки в ладоши.
Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает четыре такта.
1-й такт
(раз) Чуть подскочив, исполнитель опускается на всю ступню левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест левой ноги, колено направлено вправо, ступня влево.
(и) Удар левой рукой по стопе правой ноги.
(два) Перескок на всю ступню правой ноги, колено слегка присогнуто. Левая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест правой ноги, колено направлено влево, ступня вправо.
(и) Удар правой рукой по стопе левой ноги.
2-й такт
(раз) Перескок на всю ступню левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, поднимается вперед, подъем свободен.)
(и) Удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена, приближая после удара руку к корпусу.
(два) Удар всей ступней правой ноги около левой по 6-й позиции, колени свободны.
(и) Хлопок перед собой в ладоши.
3-й такт
( раз ) Удар ладонью левой руки спереди по левому плечу.
( и ) Удар ладонью правой руки спереди по правому плечу.
( два ) Удар ладонью левой руки сбоку по бедру левой ноги.
( и ) Удар ладонью правой руки сбоку по бедру правой ноги.
4-й такт
( раз ) Правая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест левой ноги. Удар ладонью левой руки по стопе правой ноги.
( и ) Правая нога, разгибаясь в колене, поднимается вперед. Удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена.
( два ) Правая нога, вытянутая в колене, с ударом опускается около левой ноги по 6-й позиции. Руки раскрываются в стороны.
( и ) Пауза.
На этом уроки по русскому народному танцу я заканчиваю. А следующим, по вашией просьбе, мы рассмотрим белорусский народный танец.
С уважением, Наталья Довбыш
Все для хореографов
По материалам http://piruet.info
www.horeograf.com теперь и вКонтакте Присоединяйтесь!
Спасибо большое, очень полезная информация особенно для хореографов зарубежья!!!!
Ответить
Спасибо за видеоматериал о работе в мужском классе.
Ответить
Спасибо!!! Очень нужный материал!!!
Ответить
Спасибо большое за информацию.! Очень рада, что нашла то что искала уже месяц. А еще приятно видеть фотографию коллектива где работала не один год.:))
Ответить
Наталья Довбыш Reply:
13 декабря, 2011 at 12:05
Здорово! Мир тесен!
Ответить
я получила эти видео уроки .Очень затянуто изучение одного элемента.Если в урок разучивать только одну присядку,это не интересно детям.Я всегда чередую учебный материал,с игрой,соревновательными минутами.В противном случае давно бы все мальчишки от меня сбежали.Попробуйте удержать ребят от 9 до 18 лет такими затянутыми курсами?У меня не получилось.Они поняли главное и перескакивали на другие движения. В любом случае они пригодились мне,как подтверждение,что хоть я и женщина,но парней учила правильно.Передала эти видео уроки парнишке,который работает с младшими детками.Он мой бывший ученик,закончил колледж культуры.
Ответить
Наташа,материал полезный , в училище проходили ,но это было давно.В школе наше начальство не любит народные танцы , поэтому я уже и забыла елементы н. танцев.
Ответить