Заметки об одном концерте

по следам одного концерта
В этот пятничный вечер, я посетила отчетный концерт одного из коллективов нашего города. Поделюсь впечатлениями. Вдруг кому-то из вас, мои дорогие подписчики, это будет интересно и полезно.

Номера этого коллектива я видела несколько раз на сборных концертах и они произвели на меня хорошее впечатление. На отчетный концерт выбралась впервые, скажу сразу, что меня постигло разочарование.

Знаете, бывает посмотришь рекламу какого-то фильма по телевизору и думаешь:”Круто! Надо обязательно сходить на этот фильм!” А когда сходишь в кино, понимаешь, что все самое интересное было показано в рекламе. И на фильм можно было б не ходить. Вот сейчас у меня точно такое же чувство.
Ну, а теперь подробней.

Начну с того, что мне понравилось.
✔ Хорошо подготовленные дети, развиты физически на отлично – растяжки, прыжки, гибкость.
✔ Видно, что они научены работать. Очень старались. Выкладывались по мере своих возможностей.
✔ В принципе, дети достаточно эмоциональны, конечно, далеко не все дети вытягивали номера, но более менее. По мне, это вообще самое сложное – прочувствовать номер, прожить его, а с учетом того, что на уроках часто не хватает времени, работа над эмоциями задвигается в дальний угол. Так, что по эмоциям можно поставить четверку с минусом.
✔ Красивые костюмы. Очень интересно был сделан костюм для танца роз. Красные, длинные платья, а спереди на лифе аппликация розы белого цвета. При определенной подсветке роза выделялась с эффектом 3D, как бы светилась. Cначала я даже не поняла, как это сделано. Когда поменялся свет, все стало ясно. Но эффект хороший.
✔ Были интересные идеи номеров.
✔ Очень не плохо использовался реквизит в некоторые номерах. Например, большие часы со стрелками. Танцевала младшая группа под достаточно известную детскую песню “Часики идут”. На протяжении всей песни там есть определенный музыкальный акцент. Мое внимание привлекла одна интересная деталь. На этот акцент стрелки часов вдруг передвинулись на 15 минут. Это было так здорово и необычно. Воображение мое разыгралось. Стало интересно, кто передвигает эти стрелки и будет ли продолжение идеи. Возможно этот кто-то появится в номере дальше. Но нет… оказалось, что стрелки на часах скаканули вообще случайно от передвижений на сцене. А я размечталась! А идея-то была бы очень интересной. Правда? Подчеркивать музыкальные акценты передвижением стрелок. А если еще как-то это обыграть, то было бы вообще супер.

Еще понравилась идея с большим сердцем. Номер назывался кажется “Осколки любви”. Был сделан большой экран в виде сердца, обтянутый красной тканью. Сначала вышла главная героиня, в какой-то момент она сделала взмах рукой, послышался звон разбитого стекла, красная ткань была сорвана и оттуда (из сердца) с другой стороны экрана выбежали девушки в красных костюмах (осколки любви), потом был танец. В конце девочки снова забежали в сердце и оно снова затянулось красной тканью, но уже с небольшой раной.

Вообще, реквизит здорово дополняет номера и помогает раскрыть идеи. Главное не перебарщивать с этим.

Что конкретно разочаровало?

❌ Из номера в номер используется один и тот же набор гимнастических элементов – шпагат, разной сложности колеса, батманы, одни и те же поддержки и прыжки, вращения. К середине концерта мне стало скучно, потому, что каждый номер был предсказуем. Сразу виден лексический набор, которыми владеет хореограф. Колеса потом уже стали как-то напрягать, потому, что исполнялись не к месту.

❌ Та же беда и с рисунком танца. Хотелось интересных решений в рисунках, в перемещениях по сцене, динамики. Т.к. фактически в каждом номере участвовало больше 10 человек, в некоторых по 20 человек. А разнообразия в использовании сценического пространства я не увидела вообще. В основном один и тот же рисунок и синхрон. Максимум принцип волна был использован. А сколько в хореографии приемов? Когда на сцене такое большое количество танцоров можно такого напридумывать! Ого-го!

❌ Вообще слишком много гимнастики. Иной раз в голове крутился вопрос: “А где танец?” Коллектив называется студией современного танца. А современного танца я и не увидела. Где модерн или контемпорари? Ничего подобного не было. В основном эстрада с гимнастикой. Пожалуй, более точное название для коллектива было бы студия спортивного танца. Тогда бы оно соответствовало начинке.

❌ Как я уже упомянула выше, были интересные идеи и темы номеров, но совершенно не раскрыты образы. Особенно в сольных номерах. Что “Кукла”, что “Тьма”, что “Птица”. Вообще не поняла, чем они отличаются друг от друга. Пожалуй, что костюмом.
Например, номер назывался “Брошенная кукла”, сначала я долго пыталась понять, а где же тут кукла вообще, которую бросили? Отталкиваешься ведь от названия!
Девочку вижу, куклы нет. Только к концу номера я поняла, что девочка и есть брошенная кукла. Наверно образ куклы должен быть как-то продуман, чтобы это было понятно сразу – в лексике, в движении рук, головы, манере исполнения?
Тоже самое с птицей. Элементарно, птица может делать специфические движения руками (взмахи крыльями), на этом и можно построить номер, даже рукава в костюме были сделаны в виде крыльев и костюм диктовал определенную лексику, но нет… снова колеса, шпагаты и руки, которые ребенок не знает куда девать. Досадно!

❌ Последнее время хореографы стали очень часто ставить вначале номера стихи. Честно говоря, иной раз это бывает совершенно лишним! Был один номер, который начался со стиха, да так долго длился этот стих, что прямо крутился в голове вопрос “Когда же танец, наконец, начнется?”. С этим нужно быть осторожней. Если берете стих, то не более 4 строчек. Помните, что танец первичен.

❌ Еще одна очень распространенная ошибка – несостыковка названия номера и его содержания. Здесь тоже с этим столкнулась. Номер назывался кажется “Страшная книга”. Весь номер танцоры бегали по сцене и изображали страх. Чего они боятся было не ясно. Отталкиваясь от названия понимаешь, что боятся какой-то книги. Возникает вопрос: “Где же та книга?” Как хореограф, в течение номера, я предполагала разные варианты и про книгу в виде предмета, и про то, что возможно она тут, как воображаемый предмет. В итоге книга появилась на последних 3-х секундах номера. Буквально в последней позе. Как-то это странно. Весь номер не было, а потом “Опа!” появилась. Какая-то несостыковка в этом была.
На мой взгляд, если книга фигурирует в названии номера, значит она должна присутствовать на протяжении всего номера и быть одним из его “главных героев”. Если это не так, тогда лучше придумать другое название. Или я чего-то не понимаю…

❌ И последнее, не понравился очень однообразный музыкальный материал к номерам. А музыкальное оформление номеров – один из самых важных моментов. Иной раз было ощущение, что музыка в номерах похожа из номера в номер. Я считаю, что программу отчетного концерта нужно строить на разнообразии номеров, стилей, жанров. Не ставить друг за другом номера похожие по стилю, подаче. Разводить их по разным частям концерта, иначе они теряются. Кажутся одинаковыми.
Музыкальное сопровождение может быть в одном стиле, если это танцевальный спектакль или концерт, объединенный одной глубокой идеей, тогда да. Это имеет место быть.

Конечно, это это только мое субъективное мнение. Вы, дорогие друзья, можете в чем-то со мной не согласиться. Не претендую на мнение последней инстанции.

В целом, зал был полон. Зрители в восторге. Дети довольны. Очень много цветов родители дарили руководителям коллектива. А это значит ценят, любят и уважают. Коллективу в этом году исполнилось всего 8 лет. Все еще впереди!

Я же, анализируя концерты и конкурсы, которые посетила в этом году, решила обновить и изменить программу своего онлайн-тренинга “Основы композиции и постановки танца”. Т.к. появилось много новых идей по его улучшению. Думаю, в следующем танцевальном сезоне, смогу представить вам новый, обновленный тренинг. Удачи вам!

С уважением и любовью, ваша Наталья Довбыш
руководитель проекта www.horeograf.com

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

37 комментариев

  • Татьяна

    Спасибо, Наталья! Очень полезная статья. Читая ее, во многом соглашалась и старалась рассмотреть ошибки своей работы с детьми в танцевальном коллективе. Чтобы на следующий год постараться сделать что-то новое с учетом взгляда со стороны зрителя. Еще раз большое спасибо!

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Пожалуйста 🙂

    Ответить

  • Наталья

    Очень ценные замечания

    Ответить

  • Spasibo interesnaya stytya
    ocen nugna tema po kompozizii tanza

    Ответить

  • Оксана

    Добрый день, Наталья! Мнение “со стороны”” всегда интересно услышать. Прочитав отзыв о концерте другого коллектива начинаешь задумываться, что делаешь и сама не так? Ведь в конце учебного года сказывается усталость и “замыленность взгляда” на свою работу. И тут бывает просто незаменим свежий взгляд со стороны. Спасибо Вам за подробные и интересные плюсы и минусы! На этом примере проанализирую и свои отчетные концерты!
    С уважением, Кравченко Оксана.

    Ответить

  • Татьяна

    Буду ждать Ваш тренинг.

    Ответить

  • Анастасия

    Наталья,спасибо огромное за статью. рекомендую просто всем распечатать и читать когда соберетесь ставить танцевальные номера, чтоб не допускать таких ошибок..

    Ответить

  • Екатерина

    Добрый день! Прочитала ваш анализ концерта. Очень полезная информация, что нельзя делать в хореографических номерах, а на что необходимо уделить пристальное внимание. Большое спасибо за статью, читая ее я в голове анализировала свою работу. Поняла на что посмотреть другими глазами.

    Ответить

  • Екатерина

    В нашем городе много танцевальных коллективов. Разного уровня и направлений. Есть один, самый продвинутый и популярный. Так вот, то, что вы написали, один в один про этот коллектив. Когда смотришь их концерт, думаешь, что все это не танец, а гимнастика и акробатика, и номера отличаются только названием и костюмами. Так что это довольно распространенное явление.

    Ответить

  • Елена Саенко

    Большое спасибо за информацию…..очень интересно и главное очень нужно!

    Ответить

  • Елена

    Такой тренинг был бы очень интересен.

    Ответить

  • Юлия

    Анализ концертов – это хорошая идея! Это не значит, что чей-то труд “свели на нет”, это попытка взглянуть на свой и чужой труд со стороны. С чем-то согласиться, на счёт чего-то остаться при своём мнении, что-то взять себе на заметку. Спасибо!

    Ответить

  • Людмила

    Добрый день. Абсолютно согласна со всеми Вашими замечаниями по поводу постановки танца. Таких коллективов много и у нас в городе, многие руководители настолько увлеклись гимнастикой и акробатикой, что порой забывают ( а иногда может и не знают) о правилах постановки. И становится грустно от того как много у нас появляется неграмотных танцоров, они полагают, что шпагат и прыжки -это и есть танец!!! НЕЕТ! Правильно Вы заметили: “а когда танец будет” не набор спортивных элементов. Спасибо, за важные замечания! Жаль, что далеко не на всех конкурсах смотрят на постановку, всё больше на исполннние сложных трюков! Еще раз спасибо за то что делитесь своими наблюдениями!

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Лично я на конкурсах обращаю внимание, в первую очередь на композицию танца, идею, интересную подачу, необычные решения. А трюки… этому можно научить. Все таки танец – это ДУША. Вот этому научить ох, как сложно! И те, руководители, кому удается затронуть душу, заслуживают аплодисментов, на мой взгляд. Если честно, когда танец меня захватывает, то на технику я уже не особо смотрю, могу спокойно простить технические недоделки. А вот отсутствие души в номере не заметить не получается, пусть даже номер выполнен безупречно в техническом плане с трюками и акробатикой. Вот такая я старомодная. 🙂

    Ответить

  • Антонина

    Очень полезные размышления…есть над чем задуматься и в своей работе…спасибо за толчок к осмыслению!

    Ответить

  • Наталья

    Спасибо за анализ концерта! Готовлюсь на следующий год на звание образцового коллектива,сделала некоторые выводы для себя.

    Ответить

  • Наталья

    На конкурсах начали обращать всё больше внимания композиции, лексике танца. Ругают за акробатику. Наконец-то. Думала, что моё образование мне не пригодиться. В нашей области уже не приветствуются спортивная эстрада и гимнастика.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Согласна, очень много стало акробатики и трюков, часто меня посещают мысли, что танец превращается в спорт и у нас такими темпами будет, как в Европе. В частности в Германии, для поступления на хореографа нужно сдавать определенные спортивные нормы, учеба идет 2 года и образование приравнивается к спортивному. Совсем не учат там постановке танца, дают только навыки работы с детьми (педагогику), ну и направления разные танцевальные. Не хотелось бы, чтоб у нас тоже самое было. Поэтому я вообще за минимализм трюков и акробатики в танце. Только если они действительно там оправданы. Если в вашей области так. Это здорово! У нас вот наоборот – сплошная акробатика. Надеюсь пока.

    Ответить

  • Светлана

    Спасибо, Наталья! Ваша статья обязывает поразмышлять…..

    Ответить

  • АЛЕФТИНА

    Взгляд со стороны всегда нужен. Прислушаешься к совету, что-то поменяешь в номере, и он смотрится по другому.

    Ответить

  • Зинаида

    полностью с вами согласна, Наташа. Этим сейчас грешат многие коллективы. У нас тоже наблюдается такая тенденция: костюмы красивые, разнообразные, но из номера в номер акробатические и гимнастические трюки. А сказать им об этом наверное некому…))

    Ответить

  • Светлана

    Наталья! Спасибо за интересную и познавательную статью.

    Ответить

  • Галина

    Действительно, когда смотришь танцы других коллективов замечаешь плюсы и минусы постановки, в своих постановках не всегда замечаю просчёты.
    Наталья мне понравился ваш анализ концерта, он толкает на размышления над своей работой. Спасибо.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    К сожалению, а может к счастью, анализировать свои номера всегда очень сложно. Глаз “замыливается” что ли. Поэтому мнения со стороны всегда не хватает. Хорошо, что сейчас есть интернет и возможность выложить свой номер и услышать мнения других хореографов о твоем номере – подскажут, помогут, укажут на ошибки. Не всегда и не все, правда, бывают корректны в высказываниях, что печально, но тут уже каждый сам решает.

    Ответить

  • Наталья

    Здравствуйте! Читала вашу статью с интересом, есть над чем задуматься. Сразу стала анализировать свои танцевальные номера..Спасибо.

    Ответить

  • Спасибо, Наталья, за интересный коментарий.
    Пожалуйста, не обижайтесь, если порой нет ответа на Ваши письма. Просто порой жизненные ситуации вносят неожиданные коррективы в планах.
    С уважением, Ирина

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Никаких обид!

    Ответить

  • Действительно сейчас многие постановщики, как говорится “ударились” в акробатику и трюки. Где надо и не надо вставляют в номера, особенно этим грешат те, кто работает в области современной хореографии. И к сожалению это практикуется ой как давно, хотя на каждом конкурсе на обсуждении за круглым столом,да и на мастер-классах ставится акцент на то ,что в номере первична хореография, а не акробатика. И потихоньку, но современная хореография приходит к тому, что танцевальная лексика выходит на первый план. жаль что не во всех коллективах. И как выясняется, если нет лексики в номере, то он безлик. А по поводу названий, это уже притча во языцах. Как говорится: “как вы лодку назовете……” Сколь об этом было сказано не перечислить, но все равно делают одни и те же ошибки. Полное ощущение оторванности руководителей от реальности происходящего вокруг. Живут в своем мире, то ли не слышат замечаний, то ли не хотят их слышать. Нас учили, если замечание делается кому-то, то ты посмотри на себя ,а может у тебя тоже эта ошибка, просто преподаватель до тебя еще не дошел взглядом.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Очень хорошо подмечено

    Ответить

  • Анна

    Наталья, полностью согласна с Вами! Сама танцевала в коллективе современной хореографии, который от модерн перешёл на “тёмную” сторону гимнастики. Нас даже отправляли “стажироваться” в зал художественной гимнастики. А номера из оригинальных,необычных превратились в сплошное показушничество. И ладно бы мы делали элементы так же, как гимнастки… Увы. Теперь у меня свой коллектив, я тяну детей довольно жёстко, постоянно гоняю их по акробатике. Но мне это нужно для того, чтобы они могли все, и в любой момент, если я увижу, что в номере сейчас необходим, например, вот этот прыжок, могли его исполнить. Тело танцора должно быть максимально развито, но делать из танца акробатический этюд. Странно, что ещё так много коллективов этим грешат. К слову сказать, была в этом году на концерте 15-летия того коллектива… Все как Вы описываете. Вроде и идеи местами интересные, а суть не раскрыта, прыжок-переворот-батман… Конечно, родители рады, педагог завален цветами, а мне обидно было за коллектив, который так хорошо начинал…

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Правильно вы написали, что все эти элементы, растяжки и пр. изучаются и отрабатываются в зале для того, чтобы подготовить тело танцора к интересным элементам в танце, а совсем не для того, чтобы переносить и демонстрировать эти гимнастические трюки на сцене.
    Ведь мы же не выносим на сцену классический экзерсис, а изучаем и делаем его в зале для подготовки тела к ТАНЦЕВАЛЬНЫМ элементам. А сейчас какой-то перекос идет. Мне кажется, это оттого происходит, что много не грамотных руководителей. Сейчас все кому не лень ведут хореографию. Танцевальных школ просто море. Чему они там учат не понятно.

    Ответить

  • Елена

    Прочитала все комментарии- бальзам на душу. Я уж думала, что к вымирающему классу Балетмейстеров отношусь, Ан нет ! Нас еще много. Спасибо , Наталья, за поднятую тему. Рада, что хореография жива.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    К счастью, нас еще много 🙂

    Ответить

  • АРТУГАНОВА ЛЮБОВЬ

    Cпасибо , Наталья и хореографы!!!!! Честно говоря иногда ухожу из зала- не могу смотреть. Мне повезло. Я попала в детстве к гениальному педагогу по классике и удивительному, самобытному постановщику танцев на пуантах для детей всей студии, а их было более 200 человек Когда я сама стала учиться на хореографа в институте сразу после школы, то проблем в постановке у меня не было- в любом жанре мне было интересно ставить.Все законы постановки у меня неосознанно были в голове и сердце. Преподаватели поначалу думали ,что я закончила культпросвет училище. А ещё мой педагог из детства очень любила нам читать лекции о балете. о художниках. о поэзии и поэтах. о истории Греции. Египта .Руси и много ещё чего…..Пересмотрели все документальные и художественные фильмы о БАЛЕТЕ. Многие из студии нашей танцевали в театрах(хотя были с периферии) .многие стали педагогами. И все состоялись как ЛИЧНОСТИ.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Любовь, вам очень повезло с педагогом. Он дал вам хороший старт и путевку в профессию.

    Ответить

  • Татьяна

    Девочки, коллеги! Полезная, интересная статья Натальи! Спасибо. Шикарны ваши комментарии! Согласна со многими. Прямо аудитория инакомыслящих однодумцев. ))))) А я хочу высказаться еще по одному важному, на мой взгляд, и не затронутому здесь вопросу. Проблемы эмоциональной отдачи, танцевания не циркового, а грамотно исполненного движения и т.д. свойственны почти всем самодеятельным детским коллективам. Причины перечислены выше. Их может быть сколько угодно. И неграмотность педагога, руководителя кружка и детский материал (ведь в самодеятельный коллектив набирают разных деток, без ограничений: есть у них природные данные, желание учиться или нету оных. Но это отдельная тема, не хочу на нее отвлекаться) и т.д. Но все эти акробатические излишества существуют, потому что есть спрос. А есть спрос, будет и предложение.))))) Это современно, модно! Родители, бабушки, дедушки, тети, дяди в любом коллективе, директора детских центров крайне не притязательны. И им (не всем, большинству), извините за грубость, глубоко безразличны наши душевные (профессиональные) подходы к исполнению и постановке какого-либо номера. Они придут посмотреть на свое чадо, поддержать его, “порукоплескать” ему. И это здорово, правильно. Но крайне мало найдется таких, кто задастся вопросом: а достаточно ли этого, а может в танце есть что-то еще, глубокое, духовное, подчиняющееся не только песенным хитам и блестящей мишуре, а истинной эстетике, веками сложившейся танцевальной пластике. Существует, пока еще, (((( классический танец, извините за банальность, но это основа всей сценической хореографии (тот же народный, контемп, модерн). И ты требуешь от ребенка почувствовать позу, дотянуть колено, “довывернуть” стопу, бедро, удлинить руку, потому что так правильно и красиво, а грамотность еще никто не отменял, она никому не мешала и понимаешь, что учишь не тому, не нужному, не важному. Грамотная танцевальная пластика не востребована (я про самодеятельность) ни на фестивалях-конкурсах, ни на своих, домашних сценах. Всем хочется быстрого результата. ярких костюмов, замысловатых, “этаких” номеров, желательно со “взрослыми страстями”. Сегодня дите только пришло в класс, а завтра оно должно блистать на сцене. И, опа, – свершилось! Шпагаты – браво, колеса – браво, динамика – конечно браво. Смотрите, это мой (моя) так умеет!!! А то, что по сцене дите идет на полусогнутых коленях, с косолапой стопой, с проваленной поясницей (а откуда взяться осанке, если она не важна ни маме, ни директору, ни членам жюри). А педагогу-руководителю некогда взращивать, ему надо выдавать “на гора” все новые и новые постановки, везти коллектив на различные конкурсы, откуда почти все приезжают с призовыми местами (платите деньги за участие и будет вам счастье). Так зачем же тогда упорно работать, совершенствоваться, подумают дети. Но это еще не беда. Беда, когда они будут думать, что вот это и есть настоящий танец, представлять через призму своего несовершенного исполнения именно таким высокое танцевальное искусство. Для меня его не существует без классики. Я ни в коей мере не хочу нивелировать труд кого-либо из руководителей-хореографов. Это тяжелый, самоотверженный труд, а для хореографов, работающих в детских коллективах, тем более – работа на износ.
    Но, увы, даже если я считаю, что мой номер еще неотработан как следует, вижу массу недостатков, у меня есть претензии к отдельным девчонкам-мальчишкам, зрители все-равно будут аплодировать, родители хвалить-благодарить (не буду лукавить, это приятно, тем более, если и ты, и дети не жалея сил и т.д.),К сожалению щепетильных и корпеющих педагогов, наверное, не много.
    Так что вымирающий класс балетмейстеров, о котором написала Елена выше, пополняется еще и таким ископаемым, как отходящий в прошлое педагог-приверженец традиции.

    Ответить

    Наталья Довбыш Reply:

    Татьяна, согласна с вами полностью. Готова подписаться под каждым словом! Наверно этому стоит посвятить отдельную статью. Обязательно напишу.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *