О некоторых видах хореографии…
Частенько при подаче заявки на какой-то конкурс возникает вопрос к какой номинации отнести свой номер. Некоторые путают современный и клубный танец, другие не понимают разницу между эстрадным и современным, так же возникают вопросы: “Что такое деми классика? И какой номер можно отнести к стилизованному?”
В этой статье я решила рассказать о некоторых видах хореографии. Думаю статья будет весьма полезна и поучительна.
ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ— танцевально-игровая миниатюра. Вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте). Построена на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности.
В процессе своего развития, эстрадный танец, оказал влияние и на современную хореографию.Элементы эстрадной акробатики и жанровой специфики органично вошли в лексику классического танца.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ — танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности и использующие при этом основные хореографические системы и приемы, пластические навыки свойственные и употребляемые в данное конкретное время.
Он обращен не к массе, не к толпе, а к индивидуальности. Отличается персональностью высказывания к небольшому числу зрителей, что позволяет ему уходить от академического пространства.
Современный танец не имеет никакого отношения к тому, что является клубным танцем, шоу-танцем, эстрадным танцем и так далее. То есть это не современные танцы, а современный танец – это один из видов хореографического искусства, что когда-то было тем, что называлось «танец-модерн», потом это переросло в «танец-постмодерн», потом «пост-постмодерн». И когда уже все устали прибавлять вот это «пост-», решили, что это будет называться «contemporary dance» («современный танец»).
ТАНЕЦ МОДЕРН — направление в современной хореографии, зародившееся в конце XIX- начале XX вв.
Основные принципы это отказ от канонов, отвержение традиционных баалетных форм, воплощение тем и сюжетов новыми танцевально-пластическими средствами. В процессе развития этого направления, создались соответствующие методики обучения танцу модерн.
ДЖАЗ ТАНЕЦ — вид танцевального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате слияния европейской и африканской культур и утвердившегося, прежде всего, в США.
Основные черты джаз танца — это основопологающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Современный джаз танец соединяет в себе воедино такие стили и направления, как: этно и балет, степ и модерн, а так же популярные уличные направления.
CONTEMPORARY DANCE (контемп) — актуальный танец, не имеющий казалось бы явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля. На самом деле имеющий глубокую филосовскую и исследовательскую основу.
Вбирает в себя как новые тенденции и течения современного искуства, так и традиционные методы и практики, основанные на биомеханики тела человека.
В результате чего становится доступным видом танца и поиска танца не только для профессиональных исполнителей.
ДЕМИ-КЛАССИКА – Demi (франц. – полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений. Полностью опирается на классическую балетную школу, но перекликается с другими танцевальными стилями: джаз, современный танец, народный танец. Элементы в своей основе остаются как в классическом балете, но они могут видоизменяться и значительно отклоняться от классических канонов, допускается импровизация, как в танцевальных элементах, так и в музыке и костюмах.
При характеристике исполнения принято считать, что только половина исполняемых движений относится к классическому танцу, остальная часть к любому другому , не классическому, но половина обязательно должна иметь отношение именно к классическому танцу.
СТИЛИЗОВАННЫЙ ТАНЕЦ
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Спасибо Е.Гребенкиной за предоставленный материал!
С уважением, Наталья Довбыш
www.horeograf.com
О! Как всё непонятно и запутанно. Кто давал такие определения… Дорогие хореографы и балетмейстеры. Можно дать характеристику видам хореографии попроще, а то без специального образования и не поймешь. А разбираться в этом хотелось бы!!!
Ответить
Может кто-то из членов жюри,часто судящих конкурсы дадут нам определения…. Наверное не все согласны и не все понятно в данных определениях. Кто четко понимает разницу,выскажитесь?
Ответить
Жаль нет видео-примеров. Хотя, я крайне редко вижу на конкурсах, например, в чистом виде модерн. Вообще, в некоторых положениях к конкурсам прописываются определения номинаций. Самое забавное, что в разных положениях определения разные! Так что приходится подстраиваться под то, что имеют ввиду пишущие положение)
Ответить
Очень познавательно, но не все понятно. Так чем же отличается CONTEMPORARI от СОВРЕМЕННОГО?
Ответить
Альбина Reply:
октября 8, 2012 at 21:05
Ни чем не отличается. Просто CONTEMPORARI – это направление современной хореографии, как хип-хоп, джаз-модерн, айрен-би и пр.
Ответить
Светлана Reply:
октября 9, 2012 at 16:20
как правило почти на всех конкурсах-это проходит как одна номинация-современный танец.
Ответить
Спасибо за информацию!Действительно не хватает видео примеров!
Ответить
В принципе, понятно. Но описание все же расплывчатое, поверхностное, слегка абстрактное. Современный танец и контемп, судя по всему, – одно и тоже. Просто для более взысктельных читателей контемп описан отдельно – видимо чтобы те, кто хочет называть себя ансамблем в данном стиле, лучше представляли, чем они хотят себя называть. “Контемпорари” звучит моднее, чем “современный” танец. Я так думаю….
Все же спасибо, Наталья, что затронули эту тему – есть над чем поразмышлять 🙂
Ответить
Спасибо большое, что затронули эту интересную тему!!!Для меня в принципе всё понятно, т.к. совсем не давно закончила МГУКиИ…и ещё пока всё свежо! Хочу сказать, что к современной хореографии относятся такие направления и стили, как танец модерн, джаз модерн,CONTEMPORARY DANCE, афро-джаз, Хип-Хоп, Брейк-данс, R.N.D. …в любом случаи на фестивалях все эти направления относятся к одной номинации, как современная хореография!!!!
Ответить
Екатерина Reply:
октября 10, 2012 at 5:48
Тут поправочка. Брейк, хип-хоп, rnb и т.д. – относятся к социальному танцу, а не к современному. Это я знаю точно, у меня есть такие группы и на конкурсах нам указывают на то (т.к. я раньше так же считала как и вы), что наша категория социальный танец.
Ответить
Наталья Довбыш Reply:
октября 10, 2012 at 10:43
А я бы их вообще к клубным танцам отнесла. Но на конкурсах такой номинации нет.
Ответить
Верно в каждом конкурсе свои определения номинаций! Еще существуют номинации спортивных танцев (например гимнастические, акробатические номера, а также Черлидинг), и спортивных бальных танцев, а это уже совершенно другое и здесь уже участвуют только бальники…(если можно так сказать) пары и одиночные танцоры.
Ответить
спасибо за то что затронули эту тему.постоянно путаюсь в определении,но иногда на конкурсах жюри само не понимает что есть что?оценивают нас в современной номинации , а оказывается это эстрадная и это случается так часто.
Ответить
Письмо адресовано тем кто НЕ ИМЕЕТ хореографического образования, и не собирается, занимаясь преподаванием, его получать!!!!!!
Очень давно хочу высказаться тем, кто считает себя “хореографом” – если хочется разбираться в Хореографии – НУЖНО ИДТИ УЧИТЬСЯ!!!!, а не черпать информацию только в интернете, и надеяться что видео поможет разобраться. Такие сайты для людей которые понимают что делают, а начинающим нужно не мнить, что танец – это просто, а наконец-то понять что это такая же наука как например физика и химия, и для того чтобы преподавать – этому нужно УЧИТЬСЯ, потому что после таких “танцоров-учителей” дети калеками ходят, а про танцы и разговора нет. Когда читаешь комментарии некоторых педагогов диву даешься, а как они вообще классическую хореографию преподают?А потом мы удивляемся какой плохой вкус у ребенка, горбатая спина и т.д. Заранее приношу свои извинения за резкость.
А вам уважаемая Наталья предлагаю обсудить эту проблему, потому как не знаешь что делать с этими горе – учителями
Ответить
Наталья Довбыш Reply:
октября 16, 2012 at 9:54
Я не против обсудить этот вопрос!
Ответить
OK111 Reply:
октября 16, 2012 at 16:55
Здравствуйте! вы чего так кипятитесь! Мы вас выслушали, но разговор сейчас не об этом! Тема “Виды хореографии” Так по факту есть у вас свои соображения? А про спины и горе-учителей потом…
Ответить
evgesha Reply:
октября 19, 2012 at 1:33
Здравствуйте! Разговор как раз об этом. Если бы те которые учат детей, сами получили хореографическое образование, не было бы нужды задавать такие вопросы! Потому что в спец. учебных заведениях этому УЧАТ!!!
Ответить
OK111 Reply:
октября 19, 2012 at 13:50
Добрый день! Очень хорошо, что вы получили такое хорошее хореографическое образование и видимо имеете возможность работать в хороших условиях, со стабильным набором и контингентом. Вот здесь в полной мере вы можете проявить и свои знания и навыки постановки в разных видах хореографии. А есть представьте себе хореографы, которые не имеют возможности и времени заниматься с детьми классическим экзерсисом, а пытаются “слепить” на каких-то рисунках “танчики” и выдавать их как результат своего труда. Я не о себе, но представьте у меня есть такие коллеги. В своё время, когда я получала образование, у нас даже бальные танцы были под запретом. Да, да такое было! А сейчас такая хореография, что просто успевай запоминать! Учиться никогда не поздно и тот, кто пытается узнать что-то новое и не стесняется об этом спросить, достоин уважения, а не осуждения! Это мое мнение. Кто со мной согласен?
evgesha Reply:
октября 24, 2012 at 19:22
Здравствуйте ОК111
Да, я получила хорошее образование – потому что пошла в эту профессию не от того, что нечем было заняться, а потому что ЗНАЛА КЕМ ХОЧУ БЫТЬ с 3-х лет. И к этому стремилась.
Теперь о хороших условиях – я работаю в самом обычном районном “Доме творчества”, где нет ни нормального балетного зала ни СЦЕНЫ, находящемся в аварийном состоянии потому- что довоенная постройка, контингент – дети работников заводов, а место расположения – в закоулках. Занятия проводятся “БЕСПЛАТНО”, руководители на ставках, даже на костюмы запрещают собирать. А Вы говорите…
А теперь О ГЛАВНОМ! Я осуждаю тех, кто БЕЗ СПЕЦ.ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАЕТ ДЕТЯМ, И НЕ СОБИРАЕТСЯ УЧИТСЯ!!!!!!!!! И если хореографы задают элементарный вопрос о самом простом – “Виды хореографии”, то мое мнение, – вас плохо учили, или вы плохо учились (не имею в виду конкретно ВАС). Я могла бы понять вопрос “О разновидностях СОВРЕМЕННОЙ хореографии”, и то от людей которые учились лет 25 назад. Но проблема состоит не в том , что задают такие вопросы, а в том, что развелось очень много хореографов БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ, которые у нормальных профессионалов забирают кусок работы, пользуясь ЛЕНЬЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОДИТЬ или ВОЗИТЬ своих детей в дома творчества или во дворцы культуры, РАБОТАЯ ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ, А НЕ ИЗ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ И ИСКУССТВУ!!!
Считаю, что не важно где преподавать, ГЛАВНОЕ ДАТЬ ХОРОШУЮ ШКОЛУ своим ученикам, а не покалечить ребенка. И самое последнее – ЕСЛИ НЕ МОЖЕТЕ ПРЕПОДАВАТЬ – воспитайте своего последователя, а сами занимайтесь организационными вопросами, дизайном костюмов и т. д.
evgesha Reply:
октября 25, 2012 at 23:34
Здравствуйте ОК111
Да, я получила хорошее образование — потому что пошла в эту профессию не от того, что нечем было заняться, а потому что ЗНАЛА КЕМ ХОЧУ БЫТЬ с 3-х лет. И к этому стремилась.
Теперь о хороших условиях — я работаю в самом обычном районном «Доме творчества», где нет ни нормального балетного зала ни СЦЕНЫ, находящемся в аварийном состоянии потому- что довоенная постройка, контингент — дети работников заводов, а место расположения — в закоулках. Занятия проводятся «БЕСПЛАТНО», руководители на ставках, даже на костюмы запрещают собирать. А Вы говорите…
А теперь О ГЛАВНОМ! Я осуждаю тех, кто БЕЗ СПЕЦ.ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАЕТ ДЕТЯМ, И НЕ СОБИРАЕТСЯ УЧИТСЯ!!!!!!!!! И если хореографы задают элементарный вопрос о самом простом — «Виды хореографии», то мое мнение, — вас плохо учили, или вы плохо учились (не имею в виду конкретно ВАС). Я могла бы понять вопрос «О разновидностях СОВРЕМЕННОЙ хореографии», и то от людей которые учились лет 25 назад. Но проблема состоит не в том , что задают такие вопросы, а в том, что развелось очень много хореографов БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ, которые у нормальных профессионалов забирают кусок работы, пользуясь ЛЕНЬЮ РОДИТЕЛЕЙ ВОДИТЬ или ВОЗИТЬ своих детей в дома творчества или во дворцы культуры, РАБОТАЯ ТОЛЬКО РАДИ ДЕНЕГ, А НЕ ИЗ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ И ИСКУССТВУ!!!
Считаю, что не важно где преподавать, ГЛАВНОЕ ДАТЬ ХОРОШУЮ ШКОЛУ своим ученикам, а не покалечить ребенка. И самое последнее — ЕСЛИ НЕ МОЖЕТЕ БОЛЬШЕ ПРЕПОДАВАТЬ — воспитывайте своего последователя, а сами занимайтесь организационными вопросами, дизайном костюмов и т. д.
Ответить
natalisha Reply:
апреля 16, 2013 at 17:23
здравствуйте, понимаю, что вы пытаетесь здесь донести. сама не довольна расплодившимися танцевальными клубами современной хореографии, из-за неграмотности руководителей которых, искажается само представление о танце. но зачем же ставить клеймо на тех, кому не повезло попасть в “правильный” ансамбль? я сейчас не столько о преподавателях, столько о “покалеченных”, как вы выразились, учениках. сама я 17 лет занимаюсь в горячо любимом мною коллективе и глубокое уважание питаю к нашему художественному руководителю, в профессионализме и компетентности которой я не сомневаюсь ни на грамм. на всех конкурсах нас относили к номинации современная хореография, в народе величают направление – джаз-модерн, на локальных концертах зовут “ансамбль джазового танца”, движения разучиваем порой на мастер-классах по контемпорари или контактной импровизации… формат нашего ансамбля не подразумевает преподавание и изучение теории, но мне все-таки хотелось бы знать конкретнее чо же мы в итоге исполняем, чтобы самостоятельно развиваться в том же напралении и не оскорблять науку своим незнанием.
evgesha Reply:
октября 25, 2012 at 23:35
Прочтите ответ
Ответить
evgesha Reply:
апреля 21, 2013 at 15:35
ТЕОРИЯ ДОЛЖНА ПРИСУТСТВОВАТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Если прежде чем показать движение, вы расскажете о нём ученику (как называется, как переводится, для чего выполняется, какие ошибки возможны, и т. д.), то исполнение будет гораздо лучше, чем если просто показать, и требовать правильного исполнения. Например: изучаем “деми плие” – сначала переведём его на русский язык – “деми”- маленькое, “плие” – приседание, полуприседание, далее объясняем почему оно маленькое – потому что пятки не отрываются от пола, отрывать пятки от пола – большая ошибка, плие делается для разогрева ахила и коленей, для того что бы колени смотрели в стороны (при выворотном плие по 1-й и др. позициям) нужно давить на мизинцы и не заваливать свод , и так далее. Очень подробно нужно объяснять ученику сначала именно теорию с визуальным примером (то есть говорить и показывать одновременно), а затем при каждом последующем уроке задавать вопросы, и если ученики отвечают правильно, то и выполнять движение будут лучше, т.к. будут понимать зачем и как это делать! Это очень короткий пример, не полностью даже раскрыт как мне хотелось бы. Но я ещё раз обращаю Ваше внимание на то, что теория в преподавании очень важна!!! Ведь Вас (если Вы конечно учились в спец. учреждении) должны были учить именно так!!! И если бы это было по другому, Вы бы не знали элементарного!!! А по поводу Вашего направления я ничего не могу сказать, так как не видела Ваших постановок. Если можно пришлите адрес где можно увидеть ваш коллектив.
поучительно,не совсем толково,лучше так-КЛАССИКА и СОВРЕМЕННЫЙ танец,нууу ещё ДЖАЗ.Это понятно.(мне)
Ответить
О чем вы говорите? Конкретный пример. Коллектив исполнял на фестивале хореографии номер “Капитошка” (я думаю знаком многим), весь танец построен на подскоках и основном шаге “польки”. Следом был коллектив чисто спортивной направленности со шпагатами и переворотами, но руководителю захотелось выставить номер в эстрадной номинации как и первый коллектив. В жюри сидели профессионалы, преподаватели местных специальных учебных заведений по хореографии, так сказать дипломированные специалисты. И спокойно приняли такую подачу руководителя, отдав первое место в номинации гимнастам. После объяснили что они были сильнее. Вот вам и профессиональный подход.
Ответить
natalisha Reply:
апреля 16, 2013 at 17:30
Наталья, очевидно ансамбль, о котором идет речь, из внутриполитических соображений нужно было наградить первым местом. К сожалению неоднократно признанный факт – приблизительные результаты таких конкурсов можно предсказать заранее
Ответить
Я хореограф с 25 летним стажем. Когда я училась, нам преподавали классику, народный танец, историко-бытовой и бальный танец. Поэтому работая с детьми детского сада, я использую только эти направления и то адоптированные на их возраст. Мне кажется, каждый педагог должен делать то , что он хорошо умеет и знает и тогда не придется ломать голову к какому направлению соответствует его танцевальная композиция. Это мое мнение
Ответить
Добрый день!
Хочу высказать свое мнение на счет ЭСТРАДНОГО и СОВРЕМЕННОГО танца.
Сразу скажу,что образование хореографическое высшее,работаю с детками от 4 и до 19 лет. Преподаю в детской академии танца и хореографическом училище, на кафедре классического танца.
Так вот. Эстрадный танец – это танец с яркими костюмами, сюжетной линией, достаточно легкой хореографией (в зависимости от возраста детей), он может быть как с трюками,так и без.
Ярким примером приведу Филиппа Киркорова и его песню “Улетай туча”, обратите внимание на его подтанцовку – это и есть эстрадный танец. Не замысловатая, смотрибильная хореография, яркие костюмы, ритмичная песня и работа с предметом- все это маленькое ШОУ.
А современная хореография , как писали выше, объединяет в себе огромное количество направлений,которые можно так же делить на самые разные “подразделения” : социальные, уличные, сценические и т.д. и т.п.))
Ответить